СанПиНы, о которых стоит знать родителям школьников

Сколько уроков в день может быть у ребёнка? Есть ли какие-то нормы по продолжительности выполнения домашнего задания? У родителей возникает много вопросов по ходу учёбы детей. И ответы на многие вопросы содержат СанПиНы — “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”.

Сколько уроков в день может быть у ребёнка? Есть ли какие-то нормы по продолжительности выполнения домашнего задания? У родителей возникает много вопросов по ходу учёбы детей. И ответы на многие вопросы содержат СанПиНы — “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”.

Недельная нагрузка

Чем старше ученик, тем больше он должен учиться. Тем выше учебная нагрузка, которая определена СанПиНами. Зависит она в том числе и от того, учатся дети пять или шесть дней в неделю.

Классы

  • Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах)*
  • Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах)**
  • при 6-дневной неделе, не более
  • при 5-дневной неделе, не более
  • Независимо от продолжительности учебной недели, не более

Примечание:

* Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений.

** Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели:

  • для обучающихся 1-х классов — 4 урока и 1 день в неделю 5 уроков за счёт урока физической культуры
  • для обучающихся 2—4-х классов — 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счёт урока физической культуры
  • для обучающихся 5—7-х классов — не более 7 уроков
  • для обучающихся 8—11-х классов — не более 8 уроков

Чередовать лёгкое со сложным

Регламентировано для школ не только общее количество учебных часов в неделю. Не все родители знают, что СанПиНы предписывают при составлении расписания уроков чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели:

— для обучающихся начального общего образования основные предметы (математика, русский и иностранный языки, природоведение, информатика) нужно чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры;

— для обучающихся основного общего и среднего общего образования предметы естественно-математического профиля следует чередовать с гуманитарными предметами.

Когда проводить наиболее трудные предметы

  • 1-е классы — 2-й урок;
  • 2—4-е классы — 2—3-й уроки;
  • 5—11-е классы — 2—4-й уроки.

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне).

ВАЖНО

— Учебные занятия следует начинать не ранее восьми часов. Проведение нулевых уроков не допускается.

— В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

— Распределение учебной нагрузки в течение недели должно строиться таким образом, чтобы наибольший её объём приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются наиболее сложные предметы.

— Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на втором — четвёртом уроках в середине учебной недели. В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы.

— Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

— Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.

— Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегчённый учебный день в четверг или пятницу.

Особый режим для первоклассника

Обучение в первом классе организуется особым образом:

— учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

— используется “ступенчатый” режим обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре — по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь-май — по 4 урока в день по 40 минут каждый);

— рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;

— обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий;

— вводятся дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей.

— Объём домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2—3-х классах — 1,5 часа, в 4—5-х классах — 2 часа, в 6—8-х классах — 2,5 часа, в 9—11-х классах — до 3,5 часа.

Отойди от техники!

СаПИНы учитывают повсеместное использование современной техники в школах. Так, предусмотрено, что продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках должна составлять:

  • для учащихся 1—2-х классов — не более 20 минут,
  • для учащихся 3—4-х классов — не более 25 минут,
  • для учащихся 5—6-х классов — не более 30 минут,
  • для учащихся 7—11-х классов — 35 минут.

Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1—4-м классах не должна превышать 5 минут, в 5—11-х классах — 10 минут.

С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения.

Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках

Классы

Непрерывная длительность (мин.), не более

Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Просмотр телепередач

Просмотр динамических изображений на экранах отраженного свечения

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

Прослушивание аудиозаписи

Прослушивание аудиозаписи в наушниках

Куда посадить ребёнка?

Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, первого и третьего ряда (при трёхрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

Какой должна быть температура воздуха

18—24 градуса: учебные помещения и кабинеты, кабинеты психолога и логопеда, лаборатории, актовый зал, столовая, библиотека, вестибюль, гардероб.

17—20 градусов: спортзал и комнаты для проведения секционных занятий, мастерские.

20—24 градуса: игровые комнаты, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната.

20—22 градуса: медицинский кабинет, раздевалки спортивного зала.

19—21 градус: санузлы.

Считаем учебники в килограммах

Требования предъявляются и к весу ранца для учеников младших классов, и для общего веса учебников на день. Так, вес ранца без учебников для учащихся 1—4-х классов должен быть не более 700 граммов. При этом ранец должен иметь широкие лямки (4—4,5 сантиметра) и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса. Материал для изготовления ранцев должен быть лёгким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки.

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать для учащихся:

  • 1—2-х классов — более 1,5 кг
  • 3—4-х классов — более 2 кг
  • 5—6-х — более 2,5 кг
  • 7—8-х — более 3,5 кг
  • 9—11-х — более 4,0 кг

Начинаем физкультминутку

С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.

ФМ для улучшения мозгового кровообращения:

1. Исходное положение (далее — и.п.) — сидя на стуле. 1—2 — отвести голову назад и плавно наклонить назад. 3—4 — голову наклонить вперёд, плечи не поднимать. Повторить 4—6 раз. Темп медленный.

2. И.п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо. 2 — и.п. 3 — поворот головы налево. 4 — и.п. Повторить 6—8 раз. Темп медленный.

3. И.п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 — и.п. 3—4 — то же правой рукой. Повторить 4—6 раз. Темп медленный.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:

1. И.п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — правую руку вперёд, левую вверх. 2 — переменить положения рук. Повторить 3—4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперёд. Темп средний.

2. И.п. — стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1—2 — свести локти вперёд, голову наклонить вперёд. 3—4 — локти назад, прогнуться. Повторить 6—8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. — сидя, руки вверх. 1 — сжать кисти в кулак. 2 — разжать кисти. Повторить 6—8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

ФМ для снятия утомления с туловища:

1. И.п. — стойка “ноги врозь, руки за голову”. 1 — резко повернуть таз направо. 2 — резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6—8 раз. Темп средний.

2. И.п. — стойка “ноги врозь, руки за голову”. 1—5 — круговые движения тазом в одну сторону. 4—6 — то же в другую сторону. 7—8 — руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4—6 раз. Темп средний.

3. И.п. — стойка “ноги врозь”. 1—2 — наклон вперёд, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3—4 — и.п. 5—8 — то же в другую сторону. Повторить 6—8 раз. Темп средний.

Комплекс упражнений гимнастики глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторять 4—5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до трёх, открыть их и посмотреть вдаль (считать до пяти). Повторять 4—5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперёд. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4—5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счёт 1—4, потом перенести взор вдаль на счёт 1—6. Повторять 4—5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3—4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счёт 1—6. Повторять 1—2 раза.

Подбираем стол и стул

Для формирования правильной осанки необходимо обеспечить рабочее место для обучающегося мебелью в соответствии с его ростом; приучить его сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.

Размеры мебели в зависимости от роста ребёнка

Номер мебели по ГОСТам

Группа роста (в мм)

Высота над полом крышки края стола, обращённого к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм)

Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм)

Свыше 1750

В ТЕМУ

Санитарные врачи акцентируют, что сну нужно уделять особое внимание. При недосыпании может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на росте и развитии детей. У школьников, которые недосыпают два — два с половиной часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30 процентов по сравнению с детьми, которые спят по норме.

Для полноценного сна важно:

— укладываться спать в одно и то же время;

— избегать по вечерам шумных игр, просмотра фильмов, чтобы минимизировать эмоциональные нагрузки;

— отводить время для спокойных занятий — прогулок, чтения, общения с близкими;

— проветривать комнату, где спит ребёнок;

—организовать комфортное место для сна: кровать должна быть ровной, с невысокой подушкой.

Сколько нужно спать школьнику

(рекомендации Роспотребнадзора)

  • 1—4-е классы: 10—10,5 часа
  • 5—7-е классы: 9,5—10 часов
  • 6—9-е классы: 9—9,5 часа
  • 10—11-е классы: 8—9 часов

Популярное на сайте
© 2019 — 2024 12+

Интересные новости со всего мира. Лайфхаки для дома и кухни. Рекорды, любопытные факты, психология, здоровье, семья. Полезные бытовые хитрости.

Counters:
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика