22 января 1991 года началась последняя советская денежная реформа

“Молнию” об обмене 50- и 100-рублевых купюр зачитала в эфире “Времени” диктор Анна Шатилова. Миллионы тогда еще советских граждан ясно различили: “Президент СССР подписал сегодня указ “О прекращении приема к платежу денежных знаков Госбанка СССР достоинством 50 и 100 рублей образца 1961 года”. Все многолетние сбережения в “чулках”, накопления на машину, “похоронные” пенсионеров были перечеркнуты одним автографом Горбачева.

Мы многое очень быстро забываем. И кто, например, помнит, что еще не так давно, 22 января 1991 года, началась последняя советская денежная реформа? Между тем она вызвала много вопросов и разговоров в то время…

“Молнию” об обмене 50- и 100-рублевых купюр зачитала в эфире “Времени” диктор Анна Шатилова. Миллионы тогда еще советских граждан ясно различили: “Президент СССР подписал сегодня указ “О прекращении приема к платежу денежных знаков Госбанка СССР достоинством 50 и 100 рублей образца 1961 года”. Все многолетние сбережения в “чулках”, накопления на машину, “похоронные” пенсионеров были перечеркнуты одним автографом Горбачева.

Но главным виновником своего банкротства народ назначил Валентина Павлова, за колючую прическу прозванного “ежиком”.

Летом 1990 года, будучи министром финансов, он секретной запиской довел до сведения Президента СССР свои соображения в пользу обмена 50- и 100-рублевых купюр образца 1961 года. По его сведениям, крупные советские купюры в большом количестве сконцентрировались за рубежом и в руках теневого капитала.

Валентин Павлов сменил на посту премьера Hиколая Рыжкова 14 января 1991 года и тут же взял страну в ежовые финансовые рукавицы. 22 января 1991 года обращение 50- и 100-рублевых купюр образца 1961 года прекратилось. На обмен банкнот власти отвели населению всего 72 часа, параллельно заморозив вклады в сберкассах. Менять разрешалось лишь по 500 рублей — две среднемесячные зарплаты. Заначки сверх этой нормы, которые люди копили на черный день, попросту сгорели. На рынках сторублевые бумажки тогда расходились чуть дороже фантиков — по трояку.

Поменять деньги после указанного срока можно было только по решению специальных комиссий. Кроме того, был установлен порядок оплаты товаров и услуг в безналичном порядке без ограничения сумм.

Хуже всех пришлось пенсионерам. Если трудяги меняли наличность, не отходя от родной бухгалтерии, то старики были вынуждены круглосуточно дежурить на морозе на подходах к сберкассам.

Между тем менее чем за две недели до этого Валентин Павлов выступил с заявлением, что никакой денежной реформы не будет. Эффект неожиданности должен был помочь в борьбе со спекуляцией, нетрудовыми доходами, фальшивомонетничеством, контрабандой и коррупцией.

Результаты оценить сложно. С одной стороны, к обмену вообще не были предъявлены купюры на общую сумму свыше 12 млрд рублей. Если учесть, что в тот период в денежном обращении находилось 96 млрд рублей, то можно смело говорить о том, что был нанесен чувствительный удар по черному рынку. Но с другой стороны, можно сказать, что главным последствием реформы стала утрата доверия населения к действиям правительства, осады сберкасс, порой переходящие в штурм, мордобои в очередях, обмороки и инфаркты.

А ведь должен был быть и третий этап — компенсация финансовых потерь населения. Правительство Валентина Павлова исходило из того, что компенсации должны идти через заработок, и реформу ценообразования предлагалось начать одновременно с реформой оплаты труда, поскольку если отпускать цены и держать зарплату, никакого рынка с точки зрения экономики просто не получается.

Как продвигалась эта реформа, мы испытывали на своем личном опыте…

К слову, в этот год страна плотно познакомилась с долларом. В конце декабря 1991 года указом “О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР” фактически была введена внутренняя конвертация рубля. Вводился официальный курс рубля — 99 рублей за 1 доллар. Hа валютных биржах курс сразу подскочил до 340 рублей за 1 доллар. Оба курса явились результатом ажиотажного спроса населения после повышения цен. Hачалась гиперинфляция.

В условиях нестабильной национальной валюты развернулась широкая долларизация российской экономики. Многие расчеты проводились в долларах, розничные цены на товары и услуги также пересчитывались на американские деньги. Более того, наметилась тенденция превращения доллара из расчетной единицы в реальное платежное средство. К июню 1993 года 1 доллар стоил уже 1 054 рубля.

А 24 июля 1993 года страна начала избавляться от денежных купюр образца 1961—1992 годов. Старые деньги заменялись новыми с ограничением суммы обмена. По первоначальному замыслу старые деньги менялись на новые в сберкассах по 30 тыс. рублей на человека. 26 июля указом президента условия обмена были изменены. Лимит свободного обмена денег образца 1961—1992 годов для российских граждан повышался до 100 тыс. рублей. Срок обмена был продлен с трех до пяти недель. В течение этого времени продолжалось хождение денежных билетов выпуска до 1993 года достоинством в 1, 3, 5 и 10 рублей. Таким образом, 26 июля 1993 года Россия ввела собственную валюту. Ею мы и пользуемся до сих пор.

Популярное на сайте










© 2019 — 2024 12+

Интересные новости со всего мира. Лайфхаки для дома и кухни. Рекорды, любопытные факты, психология, здоровье, семья. Полезные бытовые хитрости.

Counters:
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика