В честь кого названа улица Николая Тотмина в Красноярске

Одна из улиц Октябрьского района носит имя Николая Тотмина. Даже не особенно любопытные красноярцы знают: это Герой Советского Союза, первый летчик, совершивший в годы войны лобовой воздушный таран. На его счету — 93 боевых вылета, 7 сбитых самолетов противника. Улица не случайно названа именем Николая Яковлевича, он наш с вами земляк.
Одна из улиц Октябрьского района носит имя Николая Тотмина. Даже не особенно любопытные красноярцы знают: это Герой Советского Союза, первый летчик, совершивший в годы войны лобовой воздушный таран. На его счету — 93 боевых вылета, 7 сбитых самолетов противника. Улица не случайно названа именем Николая Яковлевича, он наш с вами земляк.

Николай Тотмин родился 19 декабря 1919 года в селе Усть-Яруль ныне Ирбейского района. Окончил 7 классов школы, 2 курса Канского сельскохозяйственного техникума, отучился в аэроклубе. Работал в колхозе. В 1939-м был призван в армию. В 1940 году окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов имени А. К. Серова, служил в 15-м истребительном авиационном полку. А завтра была война…

…Старшина Тотмин уже несколько раз вылетал навстречу врагу. В воздухе вел себя смело, но не всегда осмотрительно. То рано откроет огонь и останется без патронов. То увлечется боем и останется без горючего. Поэтому он с особым вниманием слушал рассказы более опытных товарищей, особенно тех, кому довелось таранить врага. Впрочем, рассказы были скупыми: “Догнал фашиста, нажал на гашетку, а пулеметы молчат. Чувствую: вот-вот уйдет. Обозлился я. Догнал — и винтом по хвосту. Он и врезался в лес. Вот и все!”, “Техника техникой, но на войне и врукопашную надо уметь схватиться. Таран — это вроде рукопашной. Только в воздухе”.

Самый памятный бой Тотмина состоялся утром 4 июля 1941 года. Вот как описан он в биографическом сборнике “Военная литература” автором Г. Шарпило: “…к аэродрому в сопровождении двух истребителей “мессершмит-109” приближались восемь бомбардировщиков “юнкерс-88”. А на летном поле был только один самолет — “ишачок” Николая. Уже через несколько секунд этот самолет пронесся над аэродромом, стремительно взмыл вверх. Когда вражеские машины стали заходить на бомбежку, Николай приблизился к “юнкерсу”, замыкавшему строй, и дал очередь.

Бомбардировщик загорелся. Николай хотел добить его. Но в тот же миг услышал, как по его самолету застучали пули. На него набросились фашистские истребители.

Он резко развернул машину и бросился в атаку. Меткой очередью подбил одного из “мессершмитов”, заставил его выйти из боя. Изменили курс и бомбардировщики. Теперь над аэродромом оставался только один “мессершмит”.

Николай совершил глубокий вираж. Фашист сделал то же самое. Летчики образовали круг, по которому ходили друг за другом. Внимательно следя за врагом, Николай все больше приближался к нему. Но вот фашист вышел из виража и встал на боевой разворот с набором высоты. Советский летчик устремился за ним. Когда гитлеровец развернулся, чтобы начать атаку, Николай бросился ему навстречу. Молниеносно сокращалось расстояние между самолетами. Вот уже осталось не более 200 метров.

“Сейчас врежусь, — подумал Николай, а вслух произнес (это хорошо было слышно на стартовом командном пункте): — Иду на таран!”

Фашист попытался выйти из боя, накренив машину влево. Но не успел. Советский летчик крылом, как ножом, срезал плоскость “мессершмита”, и тот кувыркаясь полетел вниз.

Но и И-16 стал крениться. Николай тщетно старался вывести самолет из штопора. С каждой секундой машину раскручивало все сильнее. Огромным усилием летчик оторвался от сиденья, выдернул кольцо парашюта. Струя воздуха с силой подхватила шелковый купол, вытащила Николая из кабины.

Все это произошло в нескольких десятках метров oт земли, недалеко от обломков фашистского самолета. Наблюдавшие за боем летчики окружили спустившегося на парашюте товарища. А тот вздохнул:

— Машину жалко. Загубил “ишачка”.

— Да ведь не зря! Дорого он им обошелся.

Чуть позже Николай Тотмин написал стихи:

Вокруг самолета — разрывы снарядов.

И прямо в лицо — огневая пурга.

Но бьем беспощадно коричневых гадов.

Коль вышли патроны — тараним врага!

20 июля 1941 года Тотмин сбил еще один самолет противника. 22 июля ему присвоили звание Героя Советского Союза с вручением золотой звезды и ордена Ленина. Погиб Николай Тотмин (уже старший лейтенант) в групповом воздушном бою 23 октября 1942 года в 18 км севернее города Тосно.

Весной 1990 года старожилы поселка Гладкое Тосненского района показали поисковикам место падения одного из самолетов. В заболоченном лесу действительно лежали обломки американской машины “киттихаук”. Удалось обнаружить сильно разбитые при падении костные останки летчика. Из личных вещей погибшего была найдена лишь двадцатикопеечная монета и пристяжные крючки от парашюта. Надежду на установление имени летчика оставляли найденные бирки с номером самолета (№ 2398) и двигателя (№ АС 42-35048). Началась долгая работа с архивными документами. Через четыре года из Центрального архива Министерства обороны пришла долгожданная весть, что это был Герой Советского Союза Тотмин Николай Яковлевич, пилот 158-го ИАП.

Правительством Ленинградской области и администрацией Ирбейского района при согласии родных погибшего было принято решение о захоронении останков Николая Тотмина на родине, в поселке Усть-Яруль.

В Красноярске его именем названа улица в Октябрьском районе. А в музее школы № 64 есть отдельный стенд, посвященный Герою. И даже хранится осколок стекла от кабины самолета Тотмина, найденный в ленинградских лесах.

Популярное на сайте










© 2019 — 2024 12+

Интересные новости со всего мира. Лайфхаки для дома и кухни. Рекорды, любопытные факты, психология, здоровье, семья. Полезные бытовые хитрости.

Counters:
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика