Почему ей пришлось взять мужское имя
Первого июля 1804 года во Франции в семье молодого аристократа родилась девочка Амандина Аврора Люсиль Дюпен. Всему миру она стала известна как автор романов Жорж Санд.
Её отец, одарённый и литературными, и музыкальными способностями молодой аристократ Морис Дюпен, несмотря на классическое образование и любовь к музыке избрал карьеру военного. Он начал службу солдатом во времена Директории, офицерское звание получил в Итальянскую кампанию. В 1800 году в Милане он познакомился с Антуаннеттой-Софи-Викторией Делаборд, любовницей своего начальника, дочерью птицелова, бывшей танцовщицей. “Ей было уже за тридцать лет, когда мой отец увидел её впервые, и среди какого ужасного общества! Мой отец был великодушен! Он понял, что это красивое создание ещё способно любить…”, — отмечала в “Истории моей жизни” Жорж Санд.
Они зарегистрировали брак в Париже 5 июня 1804 года, когда Софи-Виктория ждала их первого общего ребёнка, при этом у Мориса уже был внебрачный сын Ипполит, Софи-Виктория имела дочь Каролину.
Первого июля 1804 года в Париже у пары родилась девочка, её назвали Авророй. Мать Мориса долго не хотела признавать неравный брак сына, рождение внучки смягчило её сердце, но отношения между свекровью и невесткой остались холодными.
Весной 1808 года полковник Морис Дюпен, адъютант Мюрата, принимал участие в Испанской кампании. Беременная Софи-Виктория последовала за ним вместе с дочерью. Здесь 12 июня Софи-Виктория родила сына Огюста. 8 сентября того же года семья покинула страну вместе с отступающими войсками и вернулась в Ноан — на родину Мориса. В дороге дети заболели: Аврора выздоровела, а мальчик умер. Через четыре дня после возвращения Морис погиб в результате несчастного случая во время прогулки верхом: лошадь в темноте наскочила на груду камней.
После гибели отца Авроры свекровь-графиня и невестка-простолюдинка на время сблизились. Однако вскоре госпожа Дюпен посчитала, что мать не может дать достойного воспитания наследнице Ноана, кроме того, она не хотела видеть в своём доме дочь Софи-Виктории Каролину. После долгих колебаний мать Авроры, не желая лишать дочь большого наследства, оставила её у бабушки, переехав с Каролиной в Париж. Аврора тяжело переживала разлуку. “Моя мать и бабушка рвали мне сердце на клочки”, — вспоминала она.
Образование будущая писательница получила в монастыре, как многие девушки её среды. По выходе из монастыря Аврора страстно увлеклась чтением и перечитала всю библиотеку старухи Дюпен. Особенно увлекли её сочинения Руссо, и его влияние отразилось на всем её творчестве.
После смерти бабушки Аврора вышла замуж за Казимира Дюдевана, 30 июня 1823 года в Париже она родила сына Мориса. Мужа не интересовали ни книги, ни музыка, он охотился, занимался “политикой в местном масштабе” и пировал с такими же, как он, местными дворянами. Вскоре Авророй овладели приступы меланхолии, которые раздражали мужа, не понимавшего, в чём дело. Для романтически настроенной Авроры, мечтавшей о “любви в духе Руссо”, физиологическая сторона брака оказалась потрясением. Но в то же время она сохраняла привязанность к Казимиру — честному человеку и отличному отцу. Некоторое душевное равновесие она смогла себе вернуть, общаясь со своими наставниками в Английском католическом монастыре, куда переехала вместе с сыном. Но Морис заболел, и Аврора вернулась домой. Аврора чувствовала себя нездоровой, муж считал, что все её болезни существуют только в её воображении. Размолвки участились.
В конце 1825 года супруги Дюдеван совершили путешествие в Пиренеи. Там Аврора познакомилась с Орельеном де Сезом, товарищем прокурора суда Бордо. Роман с де Сезом был платоническим — Аврора чувствовала себя счастливой и в то же время упрекала себя, что переменилась в отношении к мужу. В своей “Исповеди”, которую она написала мужу по совету де Сеза, Аврора подробно объяснила причины своего поступка — тем, что её чувства не находили отклика у Казимира, что она изменила свою жизнь ради него, но он не оценил этого.
Возвратившись в Ноан, Аврора поддерживала переписку с де Сезом. В то же время она встречает Стефана Ажассона де Грансанема, с которым у неё когда-то был юношеский роман, их отношения получают продолжение. 13 сентября 1828 года Аврора рожает дочь Соланж, все биографы Санд сходятся на том, что отцом девочки был Ажассон де Грансань. Вскоре супруги Дюдеван фактически разошлись. Казимир стал выпивать и завёл несколько любовных связей с ноанской прислугой.
Аврора чувствовала, что пора менять ситуацию: её новый любовник Жюль Сандо уехал в Париж, она пожелала последовать за ним. Аврора оставила поместье в управление мужу в обмен на ренту, выговорив условие, что будет проводить полгода в Париже, другие полгода в Ноане и сохранять видимость брака. Официально развод супруги оформили через пять лет.
Аврора приехала в Париж 4 января 1831 года. Пенсиона в три тысячи франков не хватало на жизнь. Из экономии она носила мужской костюм, к тому же он стал пропуском в театр: в партер — единственные места, которые были по карману ей и её друзьям, — дам не пускали.
Чтобы зарабатывать, Аврора решила писать. В Париж она привезла роман “Эме”, который намеревалась показать де Кератри — члену палаты депутатов и писателю. Он, однако, отсоветовал ей заниматься литературой. По рекомендации своей подруги из Ла Шатра Аврора обратилась к журналисту и писателю Анри де Латушу, только что возглавившему “Фигаро”. Роман “Эме” не произвёл на него впечатления, но он предложил госпоже Дюдеван сотрудничество в газете и ввёл в парижский литературный мир.
Вначале Аврора в соавторстве со своим новым возлюбленным Жюлем Сандо: романы “Комиссионер” (1830), “Роз и Бланш” (1831), имевший у читателей большой успех, вышли за его подписью, так как мачеха Казимира Дюдевана не желала видеть свою фамилию на обложках книг. В “Роз и Бланш” Аврора использовала свои воспоминания о монастыре, заметки о путешествии в Пиренеи, рассказы своей матери. Уже самостоятельно онга начала новую работу — роман “Индиана”, темой которого стало противопоставление женщины, ищущей идеальной любви, чувственному и тщеславному мужчине. Сандо одобрил роман, но отказался подписаться под чужим текстом. Аврора выбрала мужской псевдоним: это стало для неё символом избавления от рабского положения, на которое обрекало женщину современное общество. Сохранив фамилию Санд, она добавила имя Жорж.
Предпочитая мужской костюм женскому, Жорж Санд путешествовала по таким местам Парижа, куда аристократки, как правило, не попадали. Для высших сословий Франции XIX века такое поведение считалось неприемлемым, так что она фактически потеряла статус баронессы. Современники считали Санд непостоянной и бессердечной, удивлялись тому, почему она выбирала мужчин моложе себя.
Была ли Жорж Санд красива? Одни говорили, что да, другие считали её отвратительной. Современники изображали её женщиной невысокого роста, плотного телосложения, с мрачным лицом, большими глазами, жёлтым цветом кожи и преждевременными морщинами на шее. Правда, все признавали, что у неё красивые руки. Но влюблённые в неё мужчины не жалели для её описания восторженных эпитетов.
…С молодым поэтом Альфредом де Мюссе Аврора случайно встретилась на одном из званых обедов. Между ними завязалась переписка, вскоре Мюссе переехал в квартиру Санд на набережной Малакэ. Санд была уверена, что теперь она уже точно будет счастлива. Кризис наступил во время их совместного путешествия по Италии, когда дала себя знать нервная и непостоянная натура Мюссе. Начались ссоры, Мюссе упрекал Санд в холодности: ежедневно, несмотря ни на что, она уделяла по восемь часов литературной работе. В Венеции он объявил Санд, что ошибался и не любит её.
В марте 1834 года Альфред де Мюссе уехал из Венеции, Жорж Санд осталась там ещё на пять месяцев, работая над романом “Жак”. И Санд, и Мюссе сожалели о разрыве, между ними продолжалась переписка. При первой же встрече они возобновили отношения. Однако через некоторое время, устав от сцен ревности, череды разрывов и примирений, Санд ушла от Мюссе. Альфред де Мюссе через всю жизнь пронёс воспоминание об этой мучительной для обоих связи. В своей “Исповеди сына века” (1836) под именем Бригитты Шпильман он изобразил бывшую любовницу, в эпилоге выразив надежду на то, что когда-нибудь они простят друг друга. Уже после смерти Мюссе Санд описала их отношения в романе “Она и он” (1859), вызвавшем негативную реакцию брата Альфреда Поля, который ответил ей романом “Он и она”.
…С Фредериком Шопеном Жорж Санд познакомилась на приёме у одной графини. Композитор не был поражен её красотой — знаменитая писательница ему даже не понравилась. Тем удивительнее, что через некоторое время нежный, тонкий, ранимый Шопен влюбился в женщину, которая курила табак и открыто говорила на любые темы. Вместе они были почти десять лет.
Испытанием чувств для Шопена и Санд стала зима, проведённая на Майорке в заброшенном картезианском монастыре “Вальдемоза”. В этом фантастически красивом месте они оба ощутили особый прилив вдохновения. Там родился шопеновский цикл из двадцати четырёх прелюдий, отражающий разные настроения, разные порывы души, но пронизанный одним страстным желанием жить и любить.
К несчастью, в самый разгар работы у Шопена пошла горлом кровь, началось тяжёлое обострение чахотки. Жорж Санд, забросив сочинительство, не отходила от него ни днём, ни ночью… Некоторые исследователи жизни Санд говорят, что именно в этот момент писательница начала тяготиться им. В 1847 году, через десять лет после их первой встречи, любовники расстались. Спустя год после разлуки Шопен и Жорж Санд встретились в доме их общего знакомого. Полная раскаяния, она подошла к бывшему возлюбленному и протянула ему руку. Но Шопен вышел из зала, не промолвив ни слова...
Последние годы жизни Жорж Санд провела в своём имении, где пользовалась всеобщим уважением и заслужила прозвище “добрая дама из Ноана”. Там же она скончалась 8 июня 1876. Узнав о её кончине, Гюго написал: “Оплакиваю умершую, приветствую бессмертную!”.
4 сентября 2024 г. 11:07
22 июня 2024 г. 18:14
30 августа 2024 г. 21:18
Интересные новости со всего мира. Лайфхаки для дома и кухни. Рекорды, любопытные факты, психология, здоровье, семья. Полезные бытовые хитрости.