“Сокол” уходит в рейс

Енисей с незапамятных времен являлся главным стержнем всей транспортной системы нашего края. Еще в конце XVI века в реку заходили баркасы и боты поморов через моря Северного Ледовитого океана. Об этом свидетельствуют результаты раскопок, произведённых сотрудниками Красноярского краеведческого музея в 1920 — 1921 годах.

Енисей с незапамятных времен являлся главным стержнем всей транспортной системы нашего края. Еще в конце XVI века в реку заходили баркасы и боты поморов через моря Северного Ледовитого океана. Об этом свидетельствуют результаты раскопок, произведённых сотрудниками Красноярского краеведческого музея в 1920 — 1921 годах.

По сути, и сам наш город появился благодаря развитию судоходства на Енисее. Летом 1628 года воевода Андрей Дубенский на 13 дощаниках и трех стругах, построенных в Енисейске, отправляется вверх по течению. Три недели караван шел до Казачинского порога, и ещё три до места основания Красноярского острога. И до середины XVIII века водные суда были основным средством перевозки товаров в Сибири. Только после строительства Сибирского тракта большую часть грузов стали отправлять гужевым транспортом.

Речное судоходство на Енисее стало активно развиваться в конце XIX — начале XX века, чему способствовало и строительство Транссибирской железной дороги. Большинство судов перегонялось к нам из Европы Северным морским путем.

Но в 1907 году красноярскими купцами братьями Гадаловыми был спущен на воду построенный уже на Енисее пассажирский пароход “Сокол”. Это судно уже под именем “Спартак” возило пассажиров до середины 1960-х годов.

После революции 1917 года прошла национализация флота, и образовалось “Енисейское национальное пароходство”. Во время Гражданской войны флот находился в городе Енисейске, таким образом, в это тяжелое время удалось сохранить большую часть судов. 1 января 1931 года было образовано Енисейское речное пароходство. К началу 40-х годов речникам удалось достичь немалых успехов. И планы на 1941-й намечены были большие, вот только осуществить их в срок так и не удалось…

Уже в первые месяцы войны началась перестройка водного транспорта на военные рельсы. Тогда же на смену ушедшим на фронт специалистам пришли женщины. Они освоили многие профессии, став операторами, матросами, мотористами, грузчиками, судоводителями и лоцманами. Всего за годы войны судами Енисейского пароходства было перевезено свыше трех миллионов тонн разных грузов для нужд фронта и оборонных предприятий.

В то время особенно заметной стала роль Енисейского Севера, который имел огромные природные ресурсы. К 1942-му Норильский комбинат остался единственным металлургическим предприятием, выпускающим никель, необходимый для производства броневой стали. Фашисты, понимая это, предприняли несколько атак, но потерпели неудачу.

После победы на Енисей стали прибывать новые суда: большая группа буксировщиков, пассажирские теплоходы “В. Чкалов”, “А. Матросов”, “Байкал” и “Балхаш”.

Судоходство в Енисейском бассейне — это еще и судоходство по притокам Енисея Ангаре и Тунгускам. По этим рекам речники перевозят грузы, а первый пассажирский рейс по Нижней Тунгуске до Туры совершил в 1956 году пароход “М. Литвинов”. Позднее рейсы по Нижней Тунгуске по большой воде стали выполнять такие крупные пассажирские теплоходы, как “Байкал” и “Балхаш”.

И сегодня енисейское судоходство имеет огромное значения для нашего региона. Ведь водный транспорт — основной способ доставки грузов и оборудования в северные районы края. Именно речники стали опорой в освоении группы нефтегазовых месторождений, на которых строится современная экономика Сибири.

Популярное на сайте
© 2019 — 2024 12+

Интересные новости со всего мира. Лайфхаки для дома и кухни. Рекорды, любопытные факты, психология, здоровье, семья. Полезные бытовые хитрости.

Counters:
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика